«Общее» и «единичное»

«Общее» и «единичное»

В некоторых парах это противоречие выражено явно через частицы «не»: беспрерывное — непрерывное, конечное — бесконечное, в других противоречие хотя и не столь явно, но легко угадывается: движение — покой (покой — это неподвижность, а движение — это непокой), бытие — ничто (небытие), тождество — различие (различие — это нетождество, а тождество — это неразличимость). Это же можно сказать о таких категориях, как «часть» и «целое», «абсолютное» и «относительное», «общее» и «единичное», «необходимое» и «случайное», «порядок» и «хаос» и т. п Но имеются категории, противоречивость которых на уровне языковых форм представлена не четко. Так, отношение возможности и действительности не вкладывается в рамки простого отрицания. Невозможность не равняется действительности, а недействительность не равняется возможности.

Невозможность не равняется действительности, а недействительность не равняется возможности. Не вкладывается в рамки простого противоречия и отношение таких категорий, как «количество» и «качество», «явление» и «сущность», «причина и «следствие». И тем не менее на содержательном уровне противоречие присуще и этим парным категориям: это не сущность, а явление, не причина, а следствие и т. п. История философии свидстельсгвует о том, что противоречия, над которыми так активно работали диалектики прошлого, сводились именно к категориальным противоречиям.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: